Известный российский режиссер Владимир Бортко рассказывает и объясняет проблематику русского кино.
Бортко: Советского кино нет, а российское влачит свое существование.
Кинематография – важна, но вот её и практически – нет. Тому есть масса причин.
В основном две. 1-я это то, что практически весь наш прокат – американский. То есть они построили кинотеатры для себя и показывают свои кинофильмы.
Американского на наших экранах – 86%, а остальное, сколько там осталось – 14%, осталось нам (и вот европейским странам, в основном Франции, и нам).
Вот с этим мы имеем дело.
При этом очень интересная история, ведь в этой индустрии деньги колоссальные крутятся.
Значит в прошлом году (в 2014 году) кинематография вообщем заработала 1 млрд. 300 млн $, это у нас вот здесь. А куда же эти деньги пошли ? Они пошли вот откуда эти все фильмы и выходят, то есть в Штаты. Мало этого, кинотеатры ещё и не платят НДС, их освобождают от этого.
И мы с вами друзья, каждый год спонсируем Голливуд на 100-120 млн.$, вот таким вот способом. Это показ. А теперь, как это всё делается ?
Государство, например великая Россия она же не может жить без кино, правда ? Оно должно быть. И государство платит деньги, не много, ни мало, 6 млрд. рублей, каждый год.
Оно платит на то чтобы кино развивалось. То есть практически весь кинематограф у нас государственный, как вообщем-то и раньше.
Там есть конечно и частные вложения, но это просто крохи. Вот например, у меня при создании фильма на 10 млн. рублей бюджета, только 1 млн. был частных вложений.
То есть 9+1, понятно, да ? а всё остальное это государственные деньги. Но как они распределяются ?
Существуют так называемые мейджеры. Это кто такие ? Некие 8-мь компаний, которые сами себя в принципе и назначили, и сосут деньги из государственного бюджета. Вот мы такие хорошие, мы знаем, что мы будем делать и получаем эти самые деньги.
Но что больше потрясает во всем этом. Пока не было мейджеров мы занимали 26% на рынке кинематографии в нашем прокате, а сейчас 16% с этими мейджерами. Понимаете, да ?
Но деньги то им, идут. Вот они получают деньги и сами думают что им снимать. Это чтобы было понятно что происходит.
Теперь дальше. Так а что в делом на рынке кино ?
Оправдывает себя меньше десятка, или если бы точнее только 6-7 картин у нас. А что за картины ?
Маленькие проекты которые могут стоить не больше 1,5-2 млн. рублей, ибо больше не собрать. Это что например : Любовь Морковь, Самый лучший фильм – дешевые фильмы с участниками из телевидения, с известными лицами и уже раскрученными именами, потому что народ на них ходит. Вот так вот.
А остальное это …. Но более того, как мы понимаем 60 фильмов вообще до экрана не доходят. Но люди же должны получать свои деньги, а где они их берут ?
А “по дороге”, друзья мои. Люди “зарабатывают по дороге”.
Получил деньги, снял кино, не все потратил, кое-что взял себе. Понятно что происходит ?
В масштабах всего этого … в масштабах воровства конечно это не сравнить в нефтью, цифры другие, но в процентах ничуть не хуже. Понимаете ?
Вот, что такое наш с вами кинематограф. Вот как мы живем и как мы существуем.
Да, отдельные успехи конечно есть, люди то талантливые. Но и у других тоже есть успехи. Вот Иран что-то получает (прибыль с проката), Турция получает, Корея естественно получает, Китай получает.
Но кинематография как таковая, которая была в Советском Союзе, её нет !
Ведь что было в Советском Союзе … система советская сейчас существует в Китае.
Они отбирают фильмы, которые считают хорошими и показывают их, а остальное это китайская продукция (национальная продукция) и показывают её на экранах. Система, та же самая которая была у нас.
А у нас, нынче другое дело. Мы не можем соревноваться с американцами, это просто невозможно, по одной простой причине. Не потому что они такие талантливые, а мы такие глупые – нет !
Они просто намного “богаче”. Они печатают деньги из воздуха. А кто ходит в кино ? В кино ходит молодежь. примерно с 13 до 35 лет. Что они хотят смотреть в кинотеатрах ?
Молодежь хочет смотреть зрелище на экране. Ибо драма как таковая, (то что было раньше) она переползла в телевизор. И у нас в СНГ, и у них на западе кстати такая же ситуация.
Драма – это телевизор. Там она удобна, там она хороша.
Я могу смотреть за переживаниями героя и героини, и на маленьком экране, я ничего не теряю. Дома, хорошо, кофе пью, или чай, или пиво, кто что любит.
А на большом экране они смотрят зрелище, а зрелище стоит КОЛОССАЛЬНЫХ ДЕНЕГ.
Ну например, я не говорю там про Титаник, и прочее. Ну вот, что они смотрят сейчас ? Это стоит – 150 – 200 млн. $.
Это всё наше кино столько не стоит, как стоит их один кинофильм.
Откуда же взять такие деньги ? Понятно, да ?
И мы здесь теряем. Именно поэтому наши фильмы маленькие 1,5 -2 млн. рублей, вот так примерно, выглядит наш сегодняшний кинематограф.
Да, ещё одно, очень интересный момент.
Из 4-х купленных билетов – 3-ри куплены женщинами в возрасте от 19 до 24 лет. Интересная статистика, не правда ли ?
Она взяла значит своего Васю под руки, и пошли они смотреть кино. Очень интересно, очень любопытно. Но на это у нас никто не обращает внимание. Эти самые девушки которые хотят смотреть про себя, про любовь, они не охвачены ничем.
Более того мы теряем молодое поколение, которое смотрит забугорное кино. Я не спорю, американское кино есть очень хорошее, это лучшее кино в мире безспорно, но оно всё равно американское.
И эти светлые идеи в конце фильмов, эти хеппи энды когда добро побеждает зло, но побеждает АМЕРИКАНСКОЕ ДОБРО, а не НАШЕ.
И они уже привыкли, что американцы правы и что они вообще выиграли войну. Мы здесь теряем и очень сильно. И встает вопрос как всегда : А что делать ?
Что делать ? Что делать ? Менять устройство кинематографа ! как не странно прозвучит.
Возвращаться к тому что было раньше – Гос.Кино. Тогда можно будет выбирать наши фильмы, сценарии для будущих проектов, и после этого будут появляться хорошие, качественные кинофильмы, нашего русского кинематографа.
Потому что не оскудела русская земля талантами – нет. Есть и сценаристы, и режиссеры и операторы, но изменились условия, наступил так называемый – капитализм. Вот мы его и хлебаем, и здесь, и в других местах тоже.
Павел Святенков : Картина Звягинцева “Левиафан” претендует на Оскар для иностранных фильмов. Но скандал вызвало не это обстоятельство, а тот факт что, в фильме Звягинцева изображена гнетущая атмосфера нынешней России, все постоянно пьют водка, при чем из стаканов.
Моральный уровень жителей некой глухой российской провинции крайне низок и вообще Звягинцев изображает Россию как такой ад на Земле.
Вопрос : Как такие фильмы могут сниматься в России ? Насколько известно деньги на этот фильм дало Министерство культуры, а по сути дела это кино, которое очерняет и Россию, и русский народ.
Никакие западные кинематографические центры вроде Голливуда подобное про свои народы естественно снимать не будут.
Если вы посмотрите индийское кино, там много песен, много танцев, но всё таки индийское кино не вызывает желания умереть. А вот многие пользователи соц. сетей посмотревшие фильм “Левиафан” утверждают, что фильм Звягинцева, как раз это желание и вызывает.
Например то же индийское кино вызывает желание танцевать, ну или же победить злого раджу. Так же и американское кино, и знаменитый Голливуд вообщем-то тоже вполне позитивно относится к американцам.