Ѳома Аквинат (католическій святой), родился в 1224 году в Неаполе, умер в 1274 году. Это — схоластическій философ , имевший самое сильное вліяніе. Свое первое образованіе он получил у бенедиктинцев на Мойте Касино, а впоследствии в университете в Неаполе.
Против воли своих родителей он вступил в 1243 г.в доминиканскій орден, затем отправлялся в Париж и в Кельн, — в этом последнем городе он хотел пользоваться преподаваніем знаменитого схоластика Альберта Великаго.
Вскоре потом он выступил учителем схоластики в Париже, где читал свои лекціи с величайшим успехом до 1261 года. Затем он учил, как странствующій философ , попеременно в Риме, Болонье, Пизе и других городах Италіи.
В последнее время своей жизни он жил в доминиканском монастыре в
Неаполе и отказался от предложенного ему архіепископского сана, чтобы совершенно посвятить себя в уединеніи своим занятіям.
Еще при жизни и долго после своей смерти он пользовался величайшим уваженіем в церкви и между учеными своего и последующих времен.
Как большая часть схоластиков, он не знал греческого и еврейского языков.
Главное сочинение его: Sumraa Theologiae; Quaestionos dispntatae et quodlibetales; Opuscula theologica и его Комментарій на Libri Sententiarum Петра Ломбарда.
Его главнейшим теологическим противником был Дуно Скот. Через них весь схоластическій мір разделялся на две партіи, Ѳомистов и Скотистов, или иоминалиотов и реалистов.
Когда ожесточенный спор этих двух партій уже давно кончился, он возобновился еще раз в конце 16-го столетія между так называемыми Молинистами (іезуитами и Францисканцами) и Янсенистами, из которых первые держались вообще Скотистов, а последние ученій Августина и Ѳомы Аквината, хотя обе стороны во многом уклонились от своих первых учителей.