Какие учебники по фотографии, сочетающие емкость и простоту подачи почитать начинающему фотографу?
Сегодня мы попробуем разобраться с этим вопросом.
Я думаю самым полезным советом будет, то что первым учебником должна стать инструкция к вашей фотокамере!
Что такое выдержка?
Что такое диафрагма?
Что такое экспозиция?
Что такое глубина резкости ?
И какие бывают режимы съемки ?
Дальше надо идти и снимать, снимать, снимать.
Друзей, знакомых, родственников, котов, цветы. небо и все что захочется.
Когда вы разберетесь как работает камера и научитесь ею хорошо пользоваться стоит пойти и почитать про то как фотографировать при естественном освещении.
Найти приемы, и пропробовать их реализовать.
Чтение теории тоже важно, но скорее для общего развития, чем для улучшения навыка фотографировать.
Запомните! Чтобы научиться хорошо снимать, нужно идти и снимать.
Другого варианта пока не придумали.
Дальше рассмотрим, полезные советы из журнала Советское фото, которые сочетают емкость и простоту подачи.
Материал будет интересен и начинающему любителю и подготовленному фотографу.
Главные критерии советов это осуществимость в обычных условиях и доступность используемых приемов.
В каких случаях целесообразно применять сменные объективы
Основной объектив (“штатник”) фотокамеры характеризуется тем, что его угол зрения составляет примерно 40-50 градусов.
Объективы, у которых фокусное расстояние меньше, чем у основного, называют короткофокусными или широкоугольниками, объективы с большим по сравнению с основным фокусным расстоянием называют длиннофокусными.
Применение сменных объективов дает возможность осуществлять творческие задачи. Выбор объективов подсказывается темой и условиями съемки.
Объективы с углом зрения свыше 50 градусов в основном при съемке в помещениях и когда нет возможности отойти на достаточно большое расстояние чтобы объект полностью вошел в кадр.
Широкоугольник обладает большой глубиной резкости, чем основной объектив или длиннофокусный.
Это очень удобно во время моментальных съемок с близкого расстояния.
Благодаря этому получают резкими детали переднего и среднего планов.
Он незаменим при съемках, где нужна оперативность, так как открытая диафрагма позволяет снимать при достаточно коротких выдержках.
Короткофокусные объективы находят широкое применение в архитектурной съемке, подчеркивая монументальность сооружений, при съемке пейзажа, когда нужно показать большое пространство, при фотографировании групп и т.д.
Основные объективы, фокусное расстояние которых составляет 45-58 мм, могу употребляться почти для всех видов съемок.
Они обладают хорошей разрешающей способностью и большой светосилой, не искажают перспективы, их оптический рисунок соответствует привычному зрительному восприятию.
Для съемки крупноплановых портретов применяют объективы с фокусным расстоянием 80-85 мм.
Эти объективы иногда называют портретными.
Для съемки отдаленных предметов используют более длиннофокусные объективы ( 135, 180, 300 мм и более ).
Их применяют при съемке спортивных сюжетов, жанровых сцен, животных птиц, и т.д.
Однако чем длиннее фокусное расстояние объектива, тем меньше у него глубина резкости.
В итоге, из-за малой глубины резкости при полной диафрагме очень сильно размывается фон, что способствует хорошему выделению основного сюжета из массы окружающих, порою ненужных и мешающих деталей.
Съемка с отражателем
Для съемки портретов удобен простой серебристый отражатель, лист размером 70Х85 см.
Наклоняя отражатель направляют свет на снимаемый объект.
Отражатель особенно необходим при съемке с одним источником света.
Алюминиевая фольга также может служить отражателем, направляющим свет на теневые участки снимаемого объекта.
Под открытым небом
Естественное освещение богато и разнообразно.
Оно создает благоприятные условия для передачи на снимке объемов, формы, фактуры лица человека, хорошего воспроизведения пространства, и образует нередко интересные световые эффекты.
Применительно к портретной съемке можно выделить два главных :
1) солнечное освещение ( солнце не закрыто облаками ), лицо освещено направленным солнечным светом и рассеяным светом неба. ( фото 1)
2) рассеяное освещение ( солнце за облаками, пасмурная погода) ; лицо освещено только рассеяным светом неба. (фото 2)
При цветной фотосъемке следует учитывать, что в утренние и вечерние часы, в солнечную погоду, когда солнце находится низко над горизонтом (до 15 градусов по высоте) , солнечный свет имеет заметную оранжевую окраску.
Естественное освещение непостоянно вследствие изменчивости погоды, состояния облачности и высоты солнца над горизонтом. Поэтому, снимая на натуре, нужно всегда точно выбирать момент съемки.
Для наглядности рассмотрим основные случаи освещения портрета при съемке на натуре в зависимости от положения солнца относительно лица фотографируемого человека и точки съемки.
В солнечную погоду (фото 3-6 ) лицо во всех случаях освещается двумя источниками: направленным светом солнца и рассеяным светом неба.
Благодаря подсветке от неба, теневые части лица получают хорошую проработку на снимке.
Рассеяный свет неба не нарушает четкости и ясности рисунка светотени, образуемого направленными лучами солнца.
Схема освещения в солнечную погоду показана на рис 1.
Наилучшая подсветка возникает в том случае, когда небо покрыто тонким прозрачным слоем белых перистых облаков.
В такую погоду они являются своеобразными белыми экранами, хорошо рассеивающими часть солнечных лучей и смягчающими контрасты светотени на лице.
Наименьшее количество рассеяного света – при безоблачном небе, в ясную солнечную погоду.
Выбирая то или иное направление солнечных лучей, фотограф добивается нужного рисунка света, соответствующего образу и особенности лица снимаемого человека.
Из серии снимков ( фото 1-6 ) видно, что наиболее удачный для изображенного лица рисунок света на фото 1 и 5.
Частным случаем съемки является фотографирование портрета при положении солнца в зените.
В таком случае на лице образуются тени, деформирующие лицо, искажающие его выражение.
Чтобы избежать этого, солнечный свет используют как контровой (солнце сверху сзади объекта съемки).
При съемке в пасмурную погоду полезно помнить, что не смотря на облачность, небо редко бывает закрыто совершенно одинаковым по плотности слоем облаков.
Чаще всего, какая-то часть облачного неба светлее других.
При этом лучше всего расположить фотографируемого человека по преобладающему направлению рассеяного света, напротив наиболее светлого участка неба.
Тогда в портрете будут лучше переданы объемы лица и выражение глаз.
При съемке в условиях направленного солнечного освещения на лице человека образуются значительные контрасты светотени требующие специфической техники фотографирования.
Когда фотограф не связан событийными условиями портретной съемки, он может скорригировать условия освещения перед съемкой.
С помощью подсветов-отражателей солнечных лучей можно смягчить контрасты светотени на лице человека, если эти контрасты в естественном виде слишком велики, или деформируют черты лица.
Подсветом-отражателем может служить лист белой бумаги ( ватман ) или серебристый отражатель.
Размер подсветов для портретной съемки может быть не более 0,5х0,4 м.
Схема установки подсвета для смягчения теней на лице показана на рис. 2
Подсвет устанавливают как можно ближе к направлению съемки.
Интересные художественные возможности раскрываются перед фотографом, если применить для съемки одновременно два подсвета-отражателя, используя солнечное освещение, как контровое.
С помощью подсвета А на лице создается новый светотеневой рисунок освещения.
Подсвет Б, находящийся у аппарата в направлении съемки, смягчает, подсвечивает тени, образующиеся в результате действия подсвета Л.
В этом случае съемки интенсивность отражения лучей солнечного света от подсвета А должна быть в 2-3 раза больше, чем от подсвета Б.
Например, подсвет А это серебристый отражатель, а подсвет Б это лист ватмана.
Снимок 9 сделан с применением двух подсветов, установленных согласно схеме , показанной на рис. 3
Рис 4. Положение затенителей при съемке в солнечную погоду
Если яркость светового контура на голове и волосах фотографируемого человека слишком велика, можно на пути солнечных лучей поместить затенитель – кусок полупрозрачной материи : марли, тюля, нейлона, капрона и пр., растянутых на проволочном круге диаметром 07-6,8м.
Затенитель из полупрозрачной материи может применяться и для ослабления интенсивности солнечных лучей, фронтальных или боковых, когда снимаемый человек не выносит яркого солнечного света и напрягает зрение.
Возможное положение затенителя в этом случае показано на рис. 4
Используя приемы подсветки и затенения, фотограф получает возможность изменять контрасты светотени на лице, добиваясь нужной пластики портрета.
СОВЕТЫ МАСТЕРА
При съемке очень важно, чтобы человек, которого фотографируют, чувствовал себя спокойно, свободно.
Поэтому никогда не приступайте к съемке, пока снимающийся не привыкнет к обстановке, к фотографу, к свету, к камере.
Для этого нужно занять какое-то время расстановкой аппаратуры, поделиться с человеком планами съемки.
Потом включить свет, чтобы к нему привыкли.
И только после того, как найден творческий контакт с портретируемым, можно начинать работу над поиском светового решения и момента съемки.
Съемку надо вести без какой-либо команды, иногда лишь разговором с человеком можно помочь вызвать то или иное выражение лица ( улыбку, смех, сосредоточенность и т.п.)
С помощью света при съемке портрета можно подчеркнуть или сгладить морщины и складки лица и рук, расширить или сузить линию носа; осветить глаза так, чтобы они показались большими, блестящими или погасшими.
Мужское лицо освещают контрастнее, женское – мягче.
При съемке полных людей применяют два источника света ; один устанавливают сбоку, ближе к модели, освещая одну из сторон лица, а другой – для подсветки теневой стороны – спереди и сбоку.
Расстояние от последнего регулируют так, чтобы на теневой стороне лица сохранились линии и полутона и чтобы теневая сторона не слишком контрастировала с освещенной.
Надо следить и за тем, чтобы чувствовалось основное направление света и не было двойных теней.
Для съемок полного, с широким овалом лица пользуются передне-боковым светом, образуемая им на лице сильная и глубокая тень меньше подчеркивает полноту.
Лицо с резкими чертами допускает большие контрасты при освещении, а нежные черты и формы выигрывают от более мягкого света.
Если источник света поставить перед фотографируемым на уровне его головы, то лицо с узким овалом покажется более широким.
Устанавливая источник света, не упускайте из виду и освещенность глаз, чтобы они не оказались в тени от надбровных дуг.
Источник света, находящийся сбоку и немного сзади от человека, сидящего лицом к камере,, с помощью тени углубит складки, подчеркнет морщины, образует на носу световое пятно.
Исправить эти недостатки можно с помощью ретуши.
Совершенно светлый фон при портретной съемке можно получить, если отдельно осветить белый фон яркой вспышкой.
При этом надо следить, чтобы прямые лучи не попали в объектив камеры.
Потом идут книги Ли Фроста, где подробно останавливаются на многих технических моментах, и автор иллюстрирует, что нужно делать и что получается в результате.
Ли Фрост – 50 фотопроектов
Ли Фрост – Фотография – вопросы и ответы
Ли Фрост – Черно-белая фотография
Ли Фрост – Ночная и вечерняя фотосъемка
Ли Фрост – Творческая фотография
Ли Фрост – Фото на продажу