Какие учебники по фотографии почитать начинающему фотографу?

GeDhMydld-o

Какие учебники по фотографии, сочетающие емкость и простоту подачи почитать начинающему фотографу?

Сегодня мы попробуем разобраться с этим вопросом.

Я думаю самым полезным советом будет, то что первым учебником должна стать инструкция к вашей фотокамере!

Что такое выдержка?

Что такое диафрагма?

Что такое экспозиция?

Что такое глубина резкости ?

И какие бывают режимы съемки ?

Дальше надо идти и снимать, снимать, снимать.

Друзей, знакомых, родственников, котов, цветы. небо и все что захочется.

Когда вы разберетесь как работает камера и научитесь ею хорошо пользоваться стоит пойти и почитать про то как фотографировать при естественном освещении.

Найти приемы, и пропробовать их реализовать.

Чтение теории тоже важно, но скорее для общего развития, чем для улучшения навыка фотографировать.

Запомните! Чтобы научиться хорошо снимать, нужно идти и снимать.

Другого варианта пока не придумали.

Дальше рассмотрим, полезные советы из журнала Советское фото, которые сочетают емкость и простоту подачи.

Материал будет интересен и начинающему любителю и подготовленному фотографу.

Главные критерии советов это осуществимость в обычных условиях и доступность используемых приемов.

 В каких случаях целесообразно применять сменные объективы

Основной объектив (“штатник”) фотокамеры характеризуется тем, что его угол зрения составляет примерно 40-50 градусов.

Объективы, у которых фокусное расстояние меньше, чем у основного, называют короткофокусными или широкоугольниками, объективы с большим по сравнению с основным фокусным расстоянием называют длиннофокусными.

Применение сменных объективов дает возможность осуществлять творческие задачи. Выбор объективов подсказывается темой и условиями съемки.

Jason Lanier Spends 24 Mins Explaining Why He Left Nikon for Sony

Объективы с углом зрения свыше 50 градусов в основном при съемке в помещениях и когда нет возможности отойти на достаточно большое расстояние чтобы объект полностью вошел в кадр.

Широкоугольник обладает большой глубиной резкости, чем основной объектив или длиннофокусный.

Это очень удобно во время моментальных съемок с близкого расстояния.

Благодаря этому получают резкими детали переднего и среднего планов.

Он незаменим при съемках, где нужна оперативность, так как открытая диафрагма позволяет снимать при достаточно коротких выдержках.

Короткофокусные объективы находят широкое применение в архитектурной съемке, подчеркивая монументальность сооружений, при съемке пейзажа, когда нужно показать большое пространство, при фотографировании групп и т.д.

lenses

Основные объективы, фокусное расстояние которых составляет 45-58 мм, могу употребляться почти для всех видов съемок.

Они обладают хорошей разрешающей способностью и большой светосилой, не искажают перспективы, их оптический рисунок соответствует привычному зрительному восприятию.

Для съемки крупноплановых портретов применяют объективы с фокусным расстоянием 80-85 мм.

Эти объективы иногда называют портретными.

Для съемки отдаленных предметов используют более длиннофокусные объективы ( 135, 180, 300 мм и более ).

Их применяют при съемке спортивных сюжетов, жанровых сцен, животных птиц, и т.д.

Однако чем длиннее фокусное расстояние объектива, тем меньше у него глубина резкости.

В итоге, из-за малой глубины резкости при полной диафрагме очень сильно размывается фон, что способствует хорошему выделению основного сюжета из массы окружающих, порою ненужных и мешающих деталей.

Съемка с отражателем

reflector

Для съемки портретов удобен простой серебристый отражатель, лист размером 70Х85 см.

Наклоняя отражатель направляют свет на снимаемый объект.

Отражатель особенно необходим при съемке с одним источником света.

reflector

Алюминиевая фольга также может служить отражателем, направляющим свет на теневые участки снимаемого объекта.

Под открытым небом

Естественное освещение богато и разнообразно.

Оно создает благоприятные условия для передачи на снимке объемов, формы, фактуры лица человека, хорошего воспроизведения пространства, и образует нередко интересные световые эффекты.

Применительно к портретной съемке можно выделить два главных :

1) солнечное освещение ( солнце не закрыто облаками ), лицо освещено направленным солнечным светом и рассеяным светом неба. ( фото 1)

солнечное освещение

2) рассеяное освещение ( солнце за облаками, пасмурная погода) ; лицо освещено только рассеяным светом неба. (фото 2)

рассеяное освещение

При цветной фотосъемке следует учитывать, что в утренние и вечерние часы, в солнечную погоду, когда солнце находится низко над горизонтом (до 15 градусов по высоте) , солнечный свет имеет заметную оранжевую окраску.

Естественное освещение непостоянно вследствие изменчивости погоды, состояния облачности и высоты солнца над горизонтом. Поэтому, снимая на натуре, нужно всегда точно выбирать момент съемки.

Для наглядности рассмотрим основные случаи освещения портрета при съемке на натуре в зависимости от положения солнца относительно лица фотографируемого человека и точки съемки.

reflector

В солнечную погоду (фото 3-6 ) лицо во всех случаях освещается двумя источниками: направленным светом солнца и рассеяным светом неба.

Screenshot_19

Благодаря подсветке от неба, теневые части лица получают хорошую проработку на снимке.

Рассеяный свет неба не нарушает четкости и ясности рисунка светотени, образуемого направленными лучами солнца.

Схема освещения в солнечную погоду показана на рис 1.

Screenshot_20

Screenshot_21

Наилучшая подсветка возникает в том случае, когда небо покрыто тонким прозрачным слоем белых перистых облаков.

В такую погоду они являются своеобразными белыми экранами, хорошо рассеивающими часть солнечных лучей и смягчающими контрасты светотени на лице.

Screenshot_22

Наименьшее количество рассеяного света – при безоблачном небе, в ясную солнечную погоду.

Screenshot_23

Выбирая то или иное направление солнечных лучей, фотограф добивается нужного рисунка света, соответствующего образу и особенности лица снимаемого человека.

Из серии снимков ( фото 1-6 ) видно, что наиболее удачный для изображенного лица рисунок света на фото 1 и 5.

Screenshot_24

Частным случаем съемки является фотографирование портрета при положении солнца в зените.

Screenshot_25

В таком случае на лице образуются тени, деформирующие лицо, искажающие его выражение.

Чтобы избежать этого, солнечный свет используют как контровой (солнце сверху сзади объекта съемки).

При съемке в пасмурную погоду полезно помнить, что не смотря на облачность, небо редко бывает закрыто совершенно одинаковым по плотности слоем облаков.

Чаще всего, какая-то часть облачного неба светлее других.

При этом лучше всего расположить фотографируемого человека по преобладающему направлению рассеяного света, напротив наиболее светлого участка неба.

Тогда в портрете будут лучше переданы объемы лица и выражение глаз.

reflector

При съемке в условиях направленного солнечного освещения на лице человека образуются значительные контрасты светотени требующие специфической техники фотографирования.

Когда фотограф не связан событийными условиями портретной съемки, он может скорригировать условия освещения перед съемкой.

reflector

С помощью подсветов-отражателей солнечных лучей можно смягчить контрасты светотени на лице человека, если эти контрасты в естественном виде слишком велики, или деформируют черты лица.

Подсветом-отражателем может служить лист белой бумаги ( ватман ) или серебристый отражатель.

Размер подсветов для портретной съемки может быть не более 0,5х0,4 м.

Схема установки подсвета для смягчения теней на лице показана на рис. 2

Screenshot_26

Подсвет устанавливают как можно ближе к направлению съемки.

Screenshot_27

Интересные художественные возможности раскрываются перед фотографом, если применить для съемки одновременно два подсвета-отражателя, используя солнечное освещение, как контровое.

С помощью подсвета А на лице создается новый светотеневой рисунок освещения.

Подсвет Б, находящийся у аппарата в направлении съемки, смягчает, подсвечивает тени, образующиеся в результате действия подсвета Л.

В этом случае съемки интенсивность отражения лучей солнечного света от подсвета А должна быть в 2-3 раза больше, чем от подсвета Б.

Например, подсвет А это серебристый отражатель, а подсвет Б это лист ватмана.

Screenshot_28

Снимок 9 сделан с применением двух подсветов, установленных согласно схеме , показанной на рис. 3

Screenshot_29

Screenshot_30

Рис 4. Положение затенителей при съемке в солнечную погоду

Если яркость светового контура на голове и волосах фотографируемого человека слишком велика, можно на пути солнечных лучей поместить затенитель – кусок полупрозрачной материи : марли, тюля, нейлона, капрона и пр., растянутых на проволочном круге диаметром 07-6,8м.

Затенитель из полупрозрачной материи может применяться и для ослабления интенсивности солнечных лучей, фронтальных или боковых, когда снимаемый человек не выносит яркого солнечного света и напрягает зрение.

Screenshot_31

Возможное положение затенителя в этом случае показано на рис. 4

Используя приемы подсветки и затенения, фотограф получает возможность изменять контрасты светотени на лице, добиваясь нужной пластики портрета.

СОВЕТЫ МАСТЕРА

При съемке очень важно, чтобы человек, которого фотографируют, чувствовал себя спокойно, свободно.

Поэтому никогда не приступайте к съемке, пока снимающийся не привыкнет к обстановке, к фотографу, к свету, к камере.

Для этого нужно занять какое-то время расстановкой аппаратуры, поделиться с человеком планами съемки.

Потом включить свет, чтобы к нему привыкли.

И только после того, как найден творческий контакт с портретируемым, можно начинать работу над поиском светового решения и момента съемки.

Съемку надо вести без какой-либо команды, иногда лишь разговором с человеком можно помочь вызвать то или иное выражение лица ( улыбку, смех, сосредоточенность и т.п.)

С помощью света при съемке портрета можно подчеркнуть или сгладить морщины и складки лица и рук, расширить или сузить линию носа; осветить глаза так, чтобы они показались большими, блестящими или погасшими.

Мужское лицо освещают контрастнее, женское – мягче.

При съемке полных людей применяют два источника света ; один устанавливают сбоку, ближе к модели, освещая одну из сторон лица, а другой – для подсветки теневой стороны – спереди и сбоку.

Расстояние от последнего регулируют так, чтобы на теневой стороне лица сохранились линии и полутона и чтобы теневая сторона не слишком контрастировала с освещенной.

Надо следить и за тем, чтобы чувствовалось основное направление света и не было двойных теней.

Для съемок полного, с широким овалом лица пользуются передне-боковым светом, образуемая им на лице сильная и глубокая тень меньше подчеркивает полноту.

Лицо с резкими чертами допускает большие контрасты при освещении, а нежные черты и формы выигрывают от более мягкого света.

Если источник света поставить перед фотографируемым на уровне его головы, то лицо с узким овалом покажется более широким.

Устанавливая источник света, не упускайте из виду и освещенность глаз, чтобы они не оказались в тени от надбровных дуг.

Источник света, находящийся сбоку и немного сзади от человека, сидящего лицом к камере,, с помощью тени углубит складки, подчеркнет морщины, образует на носу световое пятно.

Исправить эти недостатки можно с помощью ретуши.

Совершенно светлый фон при портретной съемке можно получить, если отдельно осветить белый фон яркой вспышкой.
При этом надо следить, чтобы прямые лучи не попали в объектив камеры.

Потом идут книги Ли Фроста, где подробно останавливаются на многих технических моментах, и автор иллюстрирует, что нужно делать и что получается в результате.

Ли Фрост – 50 фотопроектов

Ли Фрост – Фотография – вопросы и ответы

Ли Фрост – Черно-белая фотография

Ли Фрост – Ночная и вечерняя фотосъемка

Ли Фрост – Творческая фотография

Ли Фрост – Фото на продажу

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *