КАРТИНЫ, ФОТОГРАФИЯ И КИНО – ТРИ ИСКУССТВА ВОЗДЕЙСТВУЮЩИХ НА УМЫ ЛЮДЕЙ

=>Чем больше читаешь книг про кино, и вникаешь в смысл того ЧТО ЭТО ТАКОЕ и КТО ЭТО СОЗДАЛ, тем больше хочется читать только рассказы, истории и прочие литературные материалы. Хоть я и люблю смотреть кино.

-Аудиовизуальные (лат. audir – слышать + visualis – зрительные) искусства, основанные на одновременном восприятии слухом и зрением

Экран стал важным фактором образования …. формирования НОВОГО МЫШЛЕНИЯ и ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ АУДИТОРИИ.

Современная индустрия развлечений предлагает широкий спектр для релаксации – от фильмов определенных жанров (детектив, триллер, комедия, мелодрама, фантастика и т. д.) до интерактивных игр по телевидению или путешествий в виртуальных компьютерных мирах.

Перечисленные средства релаксации по-разному способны воздействовать на психику потребителя, о чем свидетельствуют данные социологических исследований.

Аудиовизуальные искусства способны расширить границы «непосредственного опыта» индивида, тем самым влияя на мировоззренческие установки, на процесс формирования личности.

=>Еще в 1924 г., отстаивая свой взгляд на кино как новое искусство, Б.Балаш писал:

Кино – это прежде всего искусство «нового видения». Уже позднее, в эру звукового кино, он охарактеризует его как «орудие идеологической обработки масс».

В. Беньямин, оценивая специфику «массовости» кинематографа, подчеркнул, что «ориентация реальности на массы… – процесс, влияние которого безгранично – на мышление, и
восприятие этих масс»

Кино – художественный медиум, который создает планировку существующего вокруг пространства и манипулирует своими языковыми конструктами в этой связи.

=>Интересна и точка зрения на кинематограф одного из крупнейших философов XX в. Ж.Делёза, для которого

Кино – место, где растворяется философия… где на поверхность выходят смутные образы, не обладающие никакой ценностью. Эти образы захватывают нас, очаровывают, возвращают нам реальность, но это не реальность как таковая, а реальность желаний…

По мнению Делёза, в кинематографе… – речь идет о наборе образов, которые «виртуализируют реальность». До кино это был удел философии.

-Зачинателями «массовой культуры» были бизнесмены Америки. Они разработали целую систему коммерциализации искусства, начав свою работу с популярного «аттракциона», опираясь на его зрелищную природу.

Формула успеха, выработанная в Голливуде, пророчила массовый успех только тем картинам, создатели которых рассчитывают на молодежную аудиторию (не старше 12 лет).

Создавая свои образы и сюжеты, кино стремилось учитывать различные стремления публики, такие как потребность в постоянном самоутверждении, стремление к лидерству, любовь к фантастическим мирам и вымышленным образам, а также способность представлять себя на месте экранного героя.

Картины, захватывающие лидерство, каждый раз являются идеальным примером в завлекательно-отвлекающем смысле.

Концентрация зрительских чувств на любовных переживаниях имеет своего рода терапевтический смысл, позволяет перевести в дозволенное русло все те негативные эмоции, которые накапливались в реальной жизни.

Потребность в сильных эмоциональных потрясениях – будь то на детективной или на любовной почве – присуща зрителям изначально.

Фильмы имеют потрясающий успех у массовой аудитории когда создатели произведения отвечают на реальные, достойные уважения потребности публики, то есть чутко схватывают любое актуальное настроение и передают его с помощью «СВОЕГО» языка.

-«Массовая культура» обладает особенными свойствами воздействия на психику человека. Вслед за австрийским психологом З. Фрейдом большинство исследователей считают, что при потреблении «массовой культуры» действует механизм «внушения и заражения».

Человек как бы перестает быть самим собой, а становится частью массы, сливаясь с ней. Он заражается «коллективным настроением».

Массовая коммуникация, объединение большой аудитории в едином настроении – основное требование, предъявляемое к любому медиа.

Необходимо заметить, что контакт фильма и публики строится не на основе передачи и приема (усвоения) информации, а на основе сопереживания, активного включения зрителя в экранный мир.

Подобный тип взаимодействия не является специфическим для контакта кинокартины и публики. Любое произведение искусства «общается» с человеком, воздействуя на его разум и сердце.

-Главная сила фильма заключается в его эстетическом воздействии. Кино не только информирует зрителя, но и воспитывает его, определенным образом организует поведение.

Потенциал общественного воздействия кинематографа — через метафорический образ киноповествования — идет теснейшая связь с реальным бытием людей, способность фильма вовлечь зрителя в свое пространство и передать зрителю определенные эмоциональные смыслы.

Влияние картины на зрителя лучше всего определяется через понятие катарсиса – потрясения, эмоционального воздействия на человека.

Итак, КИНО – это явление медиа, которое, пользуясь своей зрелищной природой, влияет на широкую аудиторию и сообщает им определенное эмоциональное содержание. В данном случае имеется в виду информационная зависимость.

Эмоциональное содержание – это и есть главное условие подобной зависимости. Кино как транслирующий канал завладевает сознанием зрителя и влияет на его эмоции. Подобное качество осуществляется благодаря повествовательным способностям кинематографа.

–Фотографическая природа экранного искусства, безусловно, является основой его существования. Неслучайно в аудиовизуальных искусствах используются выразительные приемы фотографии (ракурс, план – общий, средний, крупный, свет, композиция кадра и т. д.).

Вопрос о месте кино в пространстве аудиовизуальной куль-
туры …. кино развилось из фотографии.

Как техническое изобретение, оно было всего лишь «движущейся фотографией». И, прежде чем стать явлением искусства, оно должно было войти в систему массовых коммуникаций наряду с фотографией, телеграфом, радио как фактор научно-технического прогресса.

Л. С. Выготский писал : «Вовлекать в круг социальной жизни интимные и самые личные стороны нашего существа».

В основе этого эффекта лежит механизм «сопереживания».

Аудиовизуальная культура в отличие от других видов культуры реально выполняет функцию политическую, управленческую. НОВЫЕ МЕДИА оказывают мощную, многостороннюю и масштабную власть  над чувствами и сознанием людей.

Фотография появилась не на пустом
месте: до нее были гравюры, ксилографии, клише и живопись.

«Век фотографии, как никакая прежняя эпоха, стал эпохой жеста, мимики, танца» , – отмечает М. Маклюэн.

С одной стороны, фотографическое репродуцирование, по существу, девальвировало все традиционные эстетические ценности – создание «образа человека» как высшей цели художественного творчества.

С другой стороны, фотографическое репродуцирование стало средство «обновления человечества», так как изменило социальную функцию искусства.

Вместе с тем выделение кино в системе медиакультуры явилось, по мнению С. Эйзенштейна … Кинематограф, считал Эйзенштейн, как ни одно из искусств, способен «…сверстать в обобщенный облик человека и то, что он видит; человека и то, что его окружает; человека и то, что он собирает вокруг себя…».

Все приведенные примеры доказывают, что синтетическая
природа кино, основанная на его фотографической достоверности, дает ему возможность не только стать фактором воздействия на физическую реальность».

Кино возникло как массовая ярмарочная забава самого непритязательного вкуса. По своим первоначальным намерениям и
амбициям оно стояло рядом с демонстрацией раритетов, клоунадой, искусством фокусников.

Трюковая комедия первых десятилетий века и последующие эксперименты с принципом смеха без границ (вплоть до развлекательных фильмов с демонстрацией трупов Тарантино) используют способность смеяться как способность посмотреть извне на человека и на окружающий его мир, отстранение увидеть как цивилизацию людей, так и совокупность противоположных ей сил.

«Кино предлагает карнавальную альтернативу господствующей высокой культуре с ее цивилизационными догмами
(религиозными, моральными и п.р.).

Кино с одной стороны, обслуживает, а с другой – формирует публику.

То есть КИНО только делает вид что оно произведение искусства, а на самом деле, оно является НОВЫМ МЕДИА – средством массовой коммуникации, старательно маскирующим свои транслируемые образы.

Автор – Н.Кирилова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *