Спокойствіе, веселость и душевное довольство суть основанія счастія, здоровья и долговечности.
Конечно мне скажут на это, что такие выгоды не приобретаются – они зависят от обстоятельств. Я думаю напротив; иначе
люди знатные и богатые были бы самые счастливые, а бедные — самые несчастные.
Однако опыт очень часто показывает противное, ибо между людьми с ограниченным состояніем встречается больше довольных своею
судьбою, нежели в классе людей богатых.
Следовательно, существуешь источник счастія , который заключается в нас самих, мы должны изыскать его в самих себе и пользоваться им.
Да позволено мне будет указать некоторые средства, почерпнуты мною из простой философии жизни :
=> Точно тоже можно сказать о радости.
Не должно полагать , что для возбужденія ей нужны счастливые происшествія и случаи.
Это нравственное расположеyіе зависит от вышеупомянутых двух свойств души: веры и надежды, и всякий человек, обладающій подобною душею, всегда найдет случай наслаждаться радостью: сама жизнь для такого человека есть уже радость.
Однако, не должно пропускать ни одного случая к чистой и умеренной радости. Нет лучшей для продолженія жизни радости, как та,
которую мы вкушаем среди нашего семейства, в общении с людьми пріятными и добродетельными и среди наслажденій красотами природы.
Один день, проведенный в деревне, на чистом воздухе в веселом кругу
друзей, без сомнения гораздо полезнее, нежели все элексиры в міре.
=> Не забудем еще при этом упомянуть о физическом выраженіи радости — о смехе; он составляет самое полезное движеніе; ибо потрясает тело и
душу, способствует пищеваренію, кровеобращенію и испарине, и возбуждает жизненную силу во всех органах.
Высшие умственные занятия, предполагая что при этом соблюдаются вышеуказанные мною предосторожности, должны быть также помещены здесь.
Наслаждения этого рода предоставлены одному только человеку: они составляют источник возстановленiя, достойный его. Судя относятся занятия: приятные и назидательные чтенiя, изучение наук, созерцание природы и её чудес, открытие новых истин чисто умственным трудом, умные разговоры и проч.
1) Прежде всего надобно побеждать свои страсти.
Человек, которым они управляют, всегда находится в крайностях, в напряженном состояніи и никогда не достигнет того счастливого спокойствія, которое так необходимо для сохранения жизни.
Страсти значительно усиливаю жизненное истощеніе, и жизнь чрез это неминуемо сокращается.
2 ) Должно жить только для настоящего дня , не заботясь слишком о завтрашием.
Несчастлив тот, кто будет думать только о завтрашнем дне, и строя планы для будущего, упустит из виду настоящій день.
Настоящее не есть ли -зародыш этого будущего?
Кто умеет пользоваться каждым днем, каждым часом, тот может засыпать вечером ,с тихим удовольствіем, не только то того, что провел день и выполнил свое назначеніе, но и потому, что обезпечил счастливую будущность.
3) Стараться приобрести в каждой вещи истинное понятіе.
Тогда только мы узнаем, что большая часть бедствий происходит от недоразуменія, от ложных интересов, или от опрометчивости, и что существенное не в том , что с нами случится , а в том, как мы это случившееся понимаем.
Кто обладает подобным основаніем счастья, тот не подчинен обстоятельствам. Вейсгаупт весьма умно сказал : «Мудрость есть источник удовольствій, а глупость — источник непріятностей.
Справедливо, что кроме покорности предопределеніям Промысла, кроме убежденія, что все случающееся делается к лучшему, кроме довольства
светом и местом, какое в нем мы занимаем, — все прочее есть сущая глупость, источник зла и непріятностей.»
4) Надобно безпрерывно укреплять себя в доверіи к человечеству и в верованіи въ его добродетели : доброжелательство, человеколюбіе и дружбу.
Почитайте всякаго человека добрым, пока не получите убедительных
доказательства в противном, и тогда даже смотрите на
него, как на заблудшее существо, достойное более сожаленія, нежели ненависти.
И злой был бы добрым, если бы в нем не недоставало разборчивости, или если бы он не увлекался ошибочным расчетом. Горе тому, кто поставил себе за правило никому не доверяться !
Жизнь его есть вечная война наступательная и оборонительная;
он должен отказаться от веселости, от внутреннего довольства.
Чем более мы желаем добра окружающим нас, чем более делаем счастливыми, тем более сами бываем счастливы.