А сейчас – когда на дворе ночь! – самое время заявить о том, что меня категорически не устроила свежая серия «Игры престолов», как с точки зрения драматургии (более всего – из-за драматургии), так и уровня постановки.
По первому пункту не должно быть вопросов у тех людей, кто смотрел «Престолы» ради остроумных, подчас ошарашивающих решений, ради духа мартиновского эпоса, сталкивающего два антагонистичных жанра.
Суровые реалии альтернативного Средневековья и открыточное фэнтези об ищущей справедливость правительнице. Эти две параллельные вселенные должны были встретиться перед лицом общей угрозы – чтобы, вероятно, узнать… эээ, что за этой угрозой стоит? К чему были все эти пророчества?
Кто достоин разбивать ходоков валирийским мечом, а кто и на копьё право имеет?
Чувствуете, к чему я веду? Ни на один из этих вопросов нам так и не ответили, потому что создатели истёрли в порошок Средневековье и оставили сказочку, где погибают с длинной пафосной речью на окоченевших губах, а древнее (восемь тысяч лет от роду!) зло пасует перед…
Ну, кто смотрел – вы меня понимаете.
Также большие вопросы к Сапочнику именно как к постановщику, вероятно, впервые за всё время участия в этом шоу. Человек снял «Суровый Дом». Человек снял «Битву бастардов».
И здесь вдруг решил поддать реализма – про это не пошутил только ленивый, но ведь нужно всё-таки видеть грань между условностью и реализмом. Представьте себе «Аквамена», где бы морская вода перекрывала обзор зрителю в соответствии с её натуральными свойствами.
Да и в том, что касается экшена, Сапочник откровенно расслабился – действие снято и смонтировано нервно, хаотично, словно впроброс. Какой уж тут Питер Джексон.
Как известно, пятый эпизод также поставил Мигель – теперь давайте вместе надеяться, что его снимали при свете дня.
_
У «Престолов» на этой неделе скорее всё-таки получилось, чем нет. Разумеется, это не значит, что мы сейчас должны простить все просчёты и притвориться, что на прошлой неделе создатели не облажались.
Собственно, во многих смыслах они всё так же и продолжают лажать – начиная глобальными косяками (флот, выплывающий из-за угла), и заканчивая пластиковыми стаканчиками из Starbucks.
Но чисто по накалу драматургии, по тому, как актёры разыгрывают конфликт, к финалу которого их вели долгие годы, можно сказать, что с экрана внезапно повеяло духом тех самых «Престолов», что заставляли костяшки пальцев белеть от напряжения.
То есть тут любой, даже самый малый успех воспринимается за успех крупный, любая сцена, чьё развитие в дальнейшем обещает трагическую развязку, прошибает мощным эмоциональным зарядом.
Остаётся надеяться, что Сапочник от игры мускулами перешёл к делу и выложился по полной программе. Лишь бы Арью и её сценарную катапульту держали подальше от поля боя.
_
«Свершилось!» – хочется выдохнуть с облегчением, наконец осознав, что «Игра престолов» закончилась. Отстрадав. Намучавшись. Наловив в последние недели больше критических оплеух, чем за предыдущие восемь лет разом.
Увы, финальный эпизод не таил в себе больших сюрпризов, если не принимать за сюрприз тот факт, что создатели пошли по самому скучному и предсказуемому пути.
Что стало с железным троном, кто станет правителем Семи Королевств, кто кого и как убьёт и почему таким-то героям суждено уцелеть – об этом разговаривали задолго до того, как начали показывать восьмой сезон.
Единственно верное слово, резюмирующее впечатления от увиденного – невыразительно. Понятно, что разбросанные по съёмочной площадке пластиковые бутылки для «Престолов» в их нынешнем состоянии теперь не прокол, но обыденность.
Что отсутствие логики в развитии персонажей (замечу, практически всех персонажей!) стало нормой ещё два года назад. Что философию Джорджа Мартина сменила фэнтезийная драматургия.
Всё это неважно, ведь чтобы прийти к финалу с какими-нибудь ожиданиями – нужно было воспринимать всерьёз все те события, через которые нас к нему подводили.
Поблагодарим же создателей за обессмысливание выхода в прокат «Игрищ престолов» (кто-нибудь верит, что может быть ещё смешнее?).
И за момент с Призраком, видимо, тоже стоит сказать спасибо.