Советские времена давно прошли, перестройка закончилась, все утихло и многое забылось.
Политики и ораторы кричат во всю глотку, как было тогда хорошо или плохо, как много или мало мы зарабатывали и как паскудно или замечательно нам жилось.
Я не успел вдохнуть на полную грудь дух того времени, но одно я знаю точно – советская фототехника достойна уважения.
Естественно, наследие былых времён перешло к нам, кому-то достался кукиш, кто-то оттяпал себе заводик, а кто-то парочку замечательных советских объективов, о которых сейчас и пойдет речь.
Я оказался среди третьих.
У меня отец и дед когда-то сильно увлекались фотографией, дед проработал фотожурналистом лет сорок, а отец сделал мне тучу детских портретов за что я ему очень благодарен.
Как результат за многие годы у них накопилось предостаточно всякого “фотобарахла”, хоть музей открывай.
Наверняка и у вас в закромах где-то валяется старенький “Зенит” с каким-нибудь светосильным портретником 😉
Конечно, вряд ли кто-то сейчас захочет париться с плёнкой, хотя я знаю прилично таких умельцев которые ни в какую не признают цифру, фотографируют только на плёнку.
Ну и ладно, пусть эти фотографы-теоретики и дальше продолжают делать 36 снимков в год, а мы поговорим как использовать советские объективы на новых цифровых зеркалках.
Для начала, объектив – это устройство, которое проецирует изображение на плоскость.
Не важно, будь то плёнка или матрица. Линза, грубо говоря, кусок стекла, ну или пластмассы, который запихнули в коробку 🙂
Поэтому вам особо не важно, был ли этот объектив сделан 30 лет назад или его выпустили вчера, важно как его прицепить на тушку (фотоаппарат) и стоит ли игра свеч.
Ручные настройки
Естественно, если вы хотите использовать советские объективы, вам придется все делать руками.
Для кого-то это не проблема, для кого-то это будет довольно сложно, особенно по началу, пока вы не привыкните.
Если вы готовы мириться с отсутствием автофокуса, выставлять самостоятельно экспозицию и диафрагму, то можете до конца прочитать эту статью и, возможно, она вам может.
Приготовьтесь что вы не сможете фотографировать спортивные события или какие-то движущие предметы, но для статической, постановочной портретной фотографии самое оно.
Переходное кольцо
Загвоздка состоит в том, что все производители используют разные механизмы крепления объектива к фотоаппарату.
К примеру, Никон уже 50 лет использует одно и то же байонетное соединение и вы легко можете одеть на новы фотик объектив, который был выпущен 50 лет назад и он все так же замечательно будет работать!
У Кенона другой байонет, который, к тому же, закрывается в противоположную сторону (вечно у него все не в ту сторону 😉 ).
У Зенита чаще всего встречается резьбовое соединение, с разным диаметром резьбы, выглядит оно примерно так:
Это Гелиос 44М-4 и чтобы привинтить его на мой Никон нужен вот такой переходник с резьбой M42:
Для Кенона нужен свой переходник, для Сони свой, ну и так далее. Главное – точно знать какой переходник вам нужен.
Купить такой переходник можно в интернете (цены варьируются от 10-30$), ну либо пойти к токарю дяде Васе, который вам выточит его за бутылку кефира.
Дальше все просто, привинчиваем переходник к объективу, фиксируем (на переходнике есть отверстия для фиксации) и вуаля – пользуемся.
Потеря “бесконечности”
Как всегда есть какая-то пакость которая все портит. В данном случае это потеря “бесконечности”.
Бесконечность теряется не всегда, но будьте к этому готовы.
Потеря бесконечности сулит вам тем, что вы не сможете сфокусироваться на объекте, который находится от вас на расстоянии больше чем 5 метров (зачастую).
Потеря бесконечности зависит от качества переходника, зачастую, покупая переходник, вы играете в лотерею…
Из-за потери бесконечности вы не сможете сделать портрет в полный рост, но это вам ни коим образом не помешает фотографировать портреты в половину роста.
Цена
Огромнейшее преимущество старых объективов – цена.
На барахолке можно купить какой-то крутой советский объектив от 0-100$, пойдите купите какой-нибудь современный Nikon за такие деньги 😉
Качество
Я уже говорил, качество советских объективов превосходно!
Но всё же есть некоторые моменты, они свойственны для каждого объектива индивидуально.
К примеру, вот мой Калейнар 5-н жутко не любит контровой свет, когда я фотографирую на 50mm f/1.4 у меня всё хорошо с контровым светом, но вот у калейнара проблема – обычный дневной свет делает весь кадр в синей дымке.
Где купить?
В нынешнее время достать советскую технику очень просто. Нужно полазать по фотофорумам или фотобарахолкам в интернете, там вы обязательно найдете для себя что-то подходящее.
Ещё есть верный способ – пойти на какую-то барахолку и посмотреть там, иногда можно купить уникальные советские объективы и почти задаром.
К примеру, можно купить себе вот такую фото-базуку:
Ещё есть одна хорошая новость, те у кого завалялся 18й или 19й “Киев” (ещё одна марка зеркальных камер в советское время) могут запросто снять свой объектив со старого доброго КИЕВА и тут же его прицепить на новую камеру Никон, байонет там идентичный.
Вот к примеру фотки на один из таких объективов с никон-киевским байонетом
Как видите, по качеству объективы легко могут посоревноваться с любыми конкурентами нынешнего времени.
Так что, если у вас валяется без дела какой-то советский объектив, и вам не лень работать с ручными настройками, вы всегда можете попробовать, а вдруг вам понравится 😉
Советские объективы с никоновским байонетом:
МС Мир-20Н 20 3,5
МС Мир-24Н 35 2
МС Волна-8Н 50 1,2
МС Гелиос-81Н 50 2
МС Калейнар-5Н 100 2,8
Телеар-Н 200 3,5
МС Янтарь-14Н 28 — 85 2,8 — 3,5
МС Гранит-11Н 80 — 200 4,5
МС Яшма-4Н 300 2.8
Примеры фото
Муха – весь комплект – юпитер 9 + перевертыш гелиос 44м-5
I`m NIKON