ВАЖНО не только, что именно снято, но и как снято.
При каждой съемке приходится учитывать возможности взаимного расположения аппарата и снимаемых предметов, скорость движения последних и световые условия.
От позиции аппарата во время съемки зависит компановка снимка.
Одну и ту же тему можно снять шаблонно и тускло, или ярко и интересно.
Здесь многое – дело опыта и вкуса фотографа-журналиста.
Изучайте лучшие образцы, смотрите, откуда и как они сняты, и старайтесь делать тоже, что делают опытные фоторепортеры, но лучше, чем они.
Массовые шествия лучше снимать сверху, с высоты нескольких этажей.
Бесполезно пытаться снять массовку с земли : результаты наверняка получатся мало удовлетворительные.
При производственных съемках, безразлично, делаются ли они для чисто журнальных целей или для рекламных, – производство должно быть показано на ходу, рабочие должны быть в естественных рабочих позах и заниматься каждый своим делом, а не смотреть в фотоаппарат, опустив руки по швам.
На чисто журнальных, не преследующих особых целей снимках должны находиться только непосредственно работающие; не следует допускать посторонних зрителей или примазавшихся к снимку – завов и т.п.
Внутри завода следует снять специальные машины или процессы работы, характерные именно для данного производства или чем-либо замечательные.
Если снимают фабричные здания снаружи – следует оживить их выходящими из фабричных ворот рабочими.
Вообще во всех случаях снимать нужно не одну мертвую установку – витрину, машину, а с людьми , рассматривающими её или работающими на ней, и не глядящими в аппарат.
Люди должны быть всюду – в лесу, в столовой, у машин.
Симметрия в снимках допустима только как исключение.
Вообще же её следует избегать: виды улиц, рек, рельсы – снимать не с середины, а несколько сбоку.
Прямой “в лоб” фасадный вид здания почти всегда скучен, и очень выигрывает, если снято сбоку.
Архитектурные снимки лучше делать при боковом освещении – снимки получаются рельефнее.
Только белые мраморные памятники лучше снимать при мягком свете.
В архитектурных и ландшафтных снимках не должно быть слишком много земли на переднем плане, или неба; остальное можно обрезать при кадрировании кадра.
Начинающие, при съемках высоких зданий, не вмещающихся в поле зрения объектива при горизонтальном положении его, наклоняют аппарат вверх.
От этого здания на снимке получаются кривыми, покосившимися или падающими.
Нужно привыкнуть держать всегда держать камеру инстинктивно прямо.
Если же высокое здание не вмещается в поле зрения аппарата, то следует подняться на крышу соседнего здания, или отойти подальше.
Если по световых условиям или другой какой причине движущиеся перед аппаратом прохожие или машины могут помешать архитектурной съемке – можно поставив маленькую диафрагму ( ещё, лучше вместе со светофильтром) и дав соответствующую выдержку в несколько десятков секунд, – получить снимок здания или памятника совершенно без людей, так как при длительной экспозиции движущиеся предметы на снимке не получатся.
По этой же причине прохожие и проезжающие не выходит на ночных снимках.
При не слишком быстро двигающихся предметах не нужно гнаться за чрезмерной скоростью затвора, а снимать с наименьшей скоростью.
Уличные сцены снимают обычно с 1/100 сек, а спорт с 1/500 сек. Фоторепортер должен научиться определять наименьшую скорость, с которой можно снимать различно движущиеся предметы, чтобы они не вышли размазанными.
Чем быстрее движется предмет и чем он ближе к камере – тем с большей скоростью следует его снимать.
Если световые условия не допускают слишком быстрой скорости или если предмет слишком быстро движется, – лучшие результаты получатся, если его снять издалека, а затем увеличить, и при этом с чем большего расстояния предмет снят, тем резче он получится.
Кроме того, имеет большое значение направление движения предмета по отношению к аппарату.
Наибольшая скорость требуется, если предмет движется прямо мимо аппарата. При движении его под углом в 45 градусов к аппарату – скорость допустима в 2 раза медленнее, а при движении прямо на камеру – в 3 раза медленнее.
Наиболее удобное и выгодное положение аппарата при съемках быстрого движения – спортивных прыжков и т.п. – под углом в 45 градусов к направлению движения.
Иногда, если снять движущийся неодушевленный предмет – поезд, например – с соответствующей быстроте его движения скоростью затвора, то он выйдет на снимке резким, отчетливым и как бы неподвижным, движение его передано не будет.
Поэтому в некоторых случаях, для достижения эффекта движения, снимают несколько медленнее, чем допустимо для резкого снимка,
Движущийся автомобиль от этого получается смазанным в одной сторону, что дает полное впечатление быстрого движения; зритель чувствует, видит скорость.
При съемках различных видов спорта полезно заснять известных спортсменов за упражнениями: это повышает ценность снимков.
Публика постепенно привыкла к фотоаппарату. Но маленькие камеры вообще мало привлекают внимание.
И иногда для того, чтобы заснять наиболее естественные сцены, так, чтобы снимаемые не видели аппарата и не знали что их снимают – аппарат маскируют.
Способ маскировки аппарата применили для съемки сцен уличной и базарной жизни Москвы, спрятавшие аппарат в палатку, которая обычно ставится на улицах для ремонта водопровода, и незаметно ловившие оттуда нужные им кадры.